Учитывая, что дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само образовательное учреждение может рассматриваться как социально-педагогическая система, следовательно, оно должно отвечать определенным свойствам: целенаправленность, целостность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со средой.
Механизм управления современным дошкольным учреждением изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально новые формы взаимодействия учреждения и всех участников педагогического процесса. Структура этих отношений в нашем дошкольном учреждении такова: детский сад – внешняя среда, администрация – общественность, руководитель – подчиненный, педагог – педагог, педагог – родители, педагог – дети, ребенок – ребенок. Основу модели составляют четыре взаимосвязанных уровня всех участников педагогического процесса: членов совета ДОУ, заведующего, старшего воспитателя, педагогов, родителей детей, посещающих ДОУ.
Каждый из уровней управления обязательно входит в зону влияния субъектов управления, как по горизонтали, так и по вертикали. Структура нашего управления строится на принципе единоначалия, т.е. согласно которому каждый подчиненный принимает полномочия только от одного начальника и является ответственным перед ним.
В ДОУ высший уровень управления обеспечивает заведующий, наделенный административными полномочиями. Заведующий наделяет руководителей служб линейными полномочиями, т.е. теми, которые передаются от начальника непосредственно подчиненному и далее другим подчиненным. Четкое вертикальное и горизонтальное распределение труда на каждом уровне находит отражение в должностных инструкциях конкретных работников. Каждый линейный руководитель имеет в своем подчинении определенные категории сотрудников. Число лиц, подчиненных донному руководителю, представляет собой сферу контроля – одну из важных аспектов организационной структуры учреждения.
Структура управления была бы не полной, если бы мы не включили в нее родителей, так как они являются первыми педагогами, и детей, так как они – основа управленческой пирамиды.
Созданная структура управления не является чем-то неподвижным, она меняется в связи с развитием дошкольного образовательного учреждения и может предопределять изменения в этом развитии (схема 1).
Распределение административных обязанностей в аппарате управления образовательным учреждением (таблица 1), деятельность структурных подразделений в ДОУ (таблица 2).
Основная идея управления по результатам заключается в осознании того, что ни одна организация сама по себе не представляет никакой ценности, но вместе с тем она представляет упорядоченную форму, объединяющую индивидов или группы, для достижения определенных результатов. Результативное мышление на более высоком уровне предполагает, что руководитель и подчиненный определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы его достижения, т.е. время, тех- нологии и другие ресурсы. Результат есть реализованная цель. Управления по результатам предполагает определение ключевых результатов. Мы их выделяем, исходя из осознания общечеловеческих и национальных ценностей.
Среди них:
- Здоровье и здоровый образ жизни.
- Воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей.
- Образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями.
- Готовность к продолжению образования и труду.
- Готовность к жизни в семье и обществе в новых социокультурных условиях.
- Адаптивность образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей личности.
Управление выделенными ключевыми результатами будет определяться главными факторами и условиями
В условиях управления по результатам инициативный и творческий коллектив — ценнейший ресурс. Для максимального использования творческих способностей педагогов и управленцев исходят из того, что когда результаты определены, в отношении средств их достижения
исполнителям предоставляется право свободы выбора. Задача руководителей любого уровня состоит в совместном достижении результатов, что предполагает осуществление в определенном контексте информационного обеспечения, анализа, целеполагания, планирования, исполнения, контроля и
коррекции.
НАИМЕНОВАНИЯ И РУКОВОДИТЕЛИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
(органов управления)
МДОУ «Детский сад №35 «Колобок»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
|
Ф.И.О. РУКОВОДИТЕЛЯ
|
Заведующий ДОУ
|
Стрельникова Людмила Александровна
|
Завхоз
|
Лыгина Светлана Яковлевна
|
Старший воспитатель
|
Стрельникова Людмила Александровна
|
Распределение административных обязанностей в аппарате управления образовательным учрежден
Заведующий ДОУ
|
Старший воспитатель
|
Заведующий хозяйством
|
медицинская сестра
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
- Руководство учреждением в соответствии с Уставом:
- определение стратегии, целей и задач учреждения;
- определение структуры управления;
- решение финансово-хозяйственных вопросов;
- координация работы структурных подразделений и контроль за ней;
- прием на работу, расстановка кадров;
- поощрение творческой инициативы работников;
- формирование контингента воспитанников, сотрудничество с их семьями;
- представление учреждения в
государственных и иных органах и учреждениях;
-
- утверждение локальных актов учреждения;
- обеспечение условий
безопасности на рабочем месте;
-
- обеспечение трансляции опыта работы учреждения.
2. Подотчетность Комитету по образованию, окружному управлению и Департаменту
образования
|
1 . Координация работы воспитателей по выполнению годового плана с соблюдением учебной нагрузки и прав
детей.
- Контроль за выполнение воспитателями должностных инструкций и графиков работы. Ответственность за это.
- Оказание методической помощи педагогам и родителям.
- Выявление, обобщение и внедрение передового опыта.
- Контроль за сохранностью игрового оборудования.
- Контроль за качеством воспитательно-образовательного процесса и ранним выявлением проблемных вопросов.
- Контроль за выполнением режима групп и инструкции по охране жизни и здоровья детей.
- Организация и координация
работы с семьями воспитанников, со школой
|
1 . Руководство хозяйственной
деятельностью и ответственность за материальные ценности.
- Контроль за надлежащим и безопасным для здоровья
состоянием здания, территории, технологического, энергетического и противопожарного оборудования.
Ответственность за это.
- Контроль за выполнением должностных обязанностей и
рабочих графиков младшего и технического персонала.
Ответственность за это.
- Ответственность за своевременное оформление отчетной документации по инвентарному учету и списанию материальных и денежных ценно- стей.
- Подотчетность руководителю и главному бухгалтеру
|
1 . Контроль за выполнением всеми работниками СанПиНов
2.4.1.1249-03. Ответственность за это.
- Контроль за качеством и организацией питания в соответствии с меню. Ответственность за это.
- Ответственность за организацию своевременного медицинского осмотра детей и профосмотра сотрудников
учреждения.
- Контроль за наличием и содержимым аптечек всех помещений. Ответственность за это.
- Ответственность за ведение и оформление всей отчетной и медицинской документации.
- Контроль за всей оздоровительной работой и закаливающими мероприятиями. Их координация.
- Контроль за выполнением режима работы каждой возрастной группы.
- Организация и осуществление вакцинации детей и сотрудников.
- Подотчетность руководителю
|
Управление конечными результатами работы
Уровень здоровья, физического и психического развития
ребенка
|
Уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности
|
Уровень интеллектуального развития
|
Уровень готовности к обучению в школе
|
Уровень адаптивности образовательной среды
|
|
|
|
|
|
Главные факторы, влияющие на качество конечных
результатов
|
Уровни успешного достижения конечных результатов
|
|
|
|
|
|
Качество медицинского обслуживания, питания,
комфортности среды и физкультурно-оздоровительной работы
|
Система физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания, комфортной предметно-развивающей и психологической среды
|
Качество нравственного духовного и морального воспитания
в процессе социализации личности
|
Система нравственного воспитания и социального развития ребенка
|
Качество воспитания, образования дошкольников и
организация разнообразной детской деятельности
|
Система воспитания и обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка
(цели, содержание, формы и методы)
|
Качество готовности дошкольников к обучению в школе
|
Система методической работы с кадрами и создание модели ВОП в соответствии с
современными требованиями науки
|
Качество научно-методического обеспечения воспитательно-
образовательного процесса и работы с кадрами
|
Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению
в школе
|
Качество взаимодействия с семьей, знания психологии быта
семьи, традиций
|
Система взаимодействия, партнерского сотрудничества с семьей и всеми
институтами общества
|
Качество изучения спроса на образовательные услуги
|
Система образовательных услуг с учетом потребностей и спроса
|
|
|
УПРАВЛЕНИЕ
|
Деятельность структурных подразделений в ДОУ
Таблица 2
Структурное подразделение ДОУ
|
Цели и задачи, содержание деятельности
|
Члены структурного подразделения
|
Взаимосвязь с другими структурными подразделения
ми
|
Педагогический совет (ПС)
|
Выполнение нормативных документов по дошкольному воспитанию. Утверждение годового плана работы и программного
развития ДОУ. Повышение уровня
воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. Внедрение в практику работы ДОУ достижений педагогической науки. Повышение педагогического мастерства педагогов, развитие их
творческой активности и взаимосвязи
|
Заведующий ДОУ,
старший
воспитатель, специалисты, воспитатели, родители
|
Аттестационна я комиссия
|
Методическая служба (МС)
|
Оказание помощи педагогам всех категорий дошкольного учреждения.
Осуществление контроля за воспитательно- образовательной работой.
Организация и проведение педсоветов. Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта. Создание условий для
осуществления воспитательно-
образовательного процесса. Обеспечение взаимодействия детского сада и семьи, школы и других организаций.
|
Старший
воспитатель
|
педагогически й совет
|
Родительский комитет (РК)
|
Обеспечение постоянной взаимосвязи детского сада с родителями.
Осуществление помощи ДОУ в его работе и организация выполнения всеми родителями законных требований
|
Один родитель от группы
|
педагогически й совет
|
Аттестационная комиссия
|
Определение уровня профессиональной компетенции педагогических работников, присвоение им 2-й квалификационной категории. Обеспечение возможности
повышения уровня оплаты труда педагогическим работникам
|
По приказу
|
педагогичес кий совет
|
Профсоюзный комитет (ПК)
|
Представление защиты социально- трудовых прав и профессиональных
интересов членов профсоюза. Разработка и сование нормативно-правовых
документов ДОУ имеющих отношение к выполнению трудового законодательства.
Контроль за их соблюдением и выполнением
|
Члены профкома
|
Общее собрание
трудового коллектива, комиссия по трудовым спорам
|
Психолого-медико-
педагогический
|
Взаимодействие специалистов
дошкольного образовательного учреждения
|
Заведующий,
старший
|
Администрати
вный совет,
|
консилиум (ПМПК)
|
для медико-педагогического сопровожде- ния воспитанников
|
воспитатель, учитель-логопед, старшая
медсестра, воспитатель
|
педагогически й совет
|
Комиссия по охране труда
|
Разработка программы совместных
действий работодателя, профсоюзного органа по улучшению условий охраны труда; контроль за соблюдением
нормативных актов; организация
профилактической работы по улучшению условий труда
|
Представители профкома и трудового коллектива
|
Администрати вный совет, профсоюзный комитет
|
Система внутрисадовского управления
Цели
|
Подсистемы
|
Содержание деятельности
|
Ответственный
|
1. Определить содержание
воспитательно- образовательной работы в
соответствии с выбранной
программой
|
Обучение, воспитание, развитие
|
Формирование банка данных о выполнении программы и
государственных
стандартов, о состоянии учебно-воспитательного процесса, методической
работе, исполнении протоколов педсоветов
|
Старший
воспитатель
|
2. Сформировать у педагогов потребность
непрерывного
профессионального роста как
условие достижения эффективности
результатов деятельности дошкольного учреждения
|
Научно- методическое обеспечение
|
Формирование банка данных о новых исследованиях в области педагогики, дидактики, психологии; научно- методического материала о состоянии работы в детском саду, о научно-
методической деятельности коллектива и отдельных воспитателей,
педагогов. Совместно со специалистами определение этапов развития ВОП (с учетом основных и дополнительных
образовательных услуг), прогнозирование развития научно-методической (экспериментальной) деятельности коллектива и отдельных воспитателей и педагогов.
Планирование научно-методической
работы, учебно-воспитательного процесса. Организация исполнения воспитательно-
образовательных планов, программ и плана работы ДОУ
|
Старший
воспитатель
|
3. Создать условия социально- психологического комфорта и
защищенности всех участников педаго- гического
|
Социально- психологиче- ское обеспе- чение
|
Анализ состояния социально- психологической и
правовой защиты всех
участников ВОП. Прогнозирование, планирование
и организация условий
для реализации развития
|
Заведующий,
старший воспитатель
|
процесса
|
|
личности, контроль и коррекция социально-психологической и правовой защиты всех членов
коллектива
|
|
4. Обеспечить соблюдение действующих правовых норм и конвенции о правах ребенка
|
Правовая защита
|
Прогнозирование, планирование развития ДОУ, организация совместной
деятельности учреждений образования с другими социальными институтами
по достижению целей ДОУ
|
Заведующий,
старший воспитатель
|
6. Создать механизм взаимодействия детского сада
и социума, обеспечивающий достижение целей дошкольного
учреждения
|
Региональное взаимодействи е ДОУ
с другими социальными институтами
|
Участие в анализе деятельности, определение целей развития ДОУ,
планирование и организация деятельности коллектива, экспертной оценке совместно с другими органами
|
Заведующий,
Старший воспитатель
|